Ритмическое воспитание актера
Книги о театре и актерах / Ритмическое воспитание актера
Страница 31

Третий такт - роюсь в бумагах - ищу.

Четвертый такт - нашел - читаю.

Таким же путем ритмизуется движение и на основе музыкальной фразировки, с той разницей, что за единицу и в музыке и в движении принимается или мотив, или фраза, или предложение (см. тему «Фразировка»).

Раскрывая ритм движения без помощи музыки, необходимо прежде всего определить и установить части, слагающие данный законченный процесс, то есть найти «куски» этого процесса, цель каждого отдельного движения, а затем уже устанавливать соотношения этих частей или «кусков» (быстрее, медленнее, длиннее, короче, дальше, ближе, выше, ниже, сильнее, слабее и т.д.).

Пример ритмизации на основе ритмического рисунка движения

Комплекс гимнастических движений: 1) левая рука вперед, 2) правая рука вперед, 3) выпад влево, руки в стороны, 4) замах правой рукой (полный круг), 5) еще раз то же, 6) замах правой рукой и поворот корпуса влево, обе руки вытянуты вперед, 7) правая нога подтягивается, одновременно сцепленные в кистях руки поднимаются вверх, 8) присесть, руки в пол, 9) выбросить ноги назад, 10) прыжком подобрать ноги, 11) выпрямиться, 12) поворот вправо и одновременно правая нога в сторону, руки в стороны, 13) приставить левую ногу и одновременно руки вверх, 14) опустить руки вниз.

Этот ряд движений может быть метризован, то есть каждое из четырнадцати движений будет равно другому по длительности, и получится четырнадцать равных единиц. Но это будет яркий пример механической метризации, так как эти четырнадцать движений различны и по объему и по мускульной нагрузке и требуют поэтому различных норм. Этот законченный ряд движений уже заключает в себе определенный ритм, определенную закономерность соотношений, которая нарушается механической метризацией. Ритмизация данного ряда движений заключается в выявлении и фиксации его органического ритма.

1 и 2 движения равны и могут быть зафиксированы длительностями ???; 3 движение шире и сильнее - ???; 4 и 5 движения равны и в отношении друг друга и в отношении первых двух- ???; 6 движение до объему и силе можно приравнять к третьему - ??? ; 7, 8, 9, 10 и 11 движения равны в отношении друг друга и могут быть приравнены также к третьему - 12 и 13 движения могут быть приравнены к первым - ??? ; а заключительное движение требует паузы для завершения всего ряда и подготовки внимания к повторению его сначала -

Если записать подряд полученные таким образом длительности, то станет ясен ритмический рисунок и его размер:

Построение движения явно затактовое (более слабые движения предшествуют акцентированному). Поэтому второй способ обозначения ритмического рисунка, отражающий эту особенность структуры данного комплекса, более правилен.

Дугами обозначены «фразы движения». Этот комплекс движений может быть музыкально оформлен, то есть можно сочинить или сымпровизировать музыку, взяв в основу ритмический рисунок движения. Таким же путем может быть раскрыт ритм движения в более крупных единицах, объединяющих отдельные мелкие подчиненные движения.

Например: 1) достаю бумагу и конверт, 2) ищу чернила, 3) наливаю в чернильницу, 4) беру ручку, вставляю новое перо, 5) начинаю писать, 6) раздумываю, 7) снова пишу, 8) не получается, 9) разрываю написанное.

В этом ряду 9 фраз, но каждая иного объема и заполнена различным количеством и рисунком мелких движений. Соотношение фраз может быть зафиксировано графически примерно так:

В зависимости от задачи каждой фразы может изменяться и ее протяженность и ее насыщенность, то есть динамика, - бумагу и конверт можно достать спокойно и деловито, решив написать деловое письмо. Можно, доставая бумагу, колебаться в своем решении написать письмо и т.п. Здесь возможно бесконечное количество вариантов, но важно осознать, что, с одной стороны, задача, ее содержание, с другой - вещь (в данном случае чернильница, бумага и т.д.) определяют ритм движения, точно так же, как и установленный ритм (например, музыкальный) может в свою очередь определять соответствующую задачу действия.

Работа по ритмизации ведется на фиксированных упражнениях и заключается в следующих тренировочных задачах:

1. Построить законченный гимнастический комплекс или этюд на сценическую задачу на основе музыкального ритма, сохраняя органический ритм движения.

Страницы: 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Смотрите также

ПРАКТИКА
Есть разница между — сыграть, только сыграть известную сцену правильно, сильно и хорошо, или — сделать, вылепить сцену... ...Сцену нужно сделать, а потом сыграть. Станиславский В предыдущих част ...

Что делает человека эффективным лидером
Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. Теори ...

Заключение
В атеистической литературе, думается, не без оснований отмечалось и то обстоятельство, что всепрощение в христианстве может носить чрезмерный, опасный для повседневной нравственности характер. Есть ...