Ритмическое воспитание актера
Книги о театре и актерах / Ритмическое воспитание актера
Страница 26

2. Второе условие — это непременное соответствие длительности и «единицы» движения. Например: 1) наклон корпуса вперед, 2) подъем корпуса, 3) наклон влево, 4) подъем, 5) наклон вправо, 6) подъем, 7) прыжки, ноги в стороны, ноги вместе, 8) бег.

Данный ряд единиц движения по своей нагрузке дает ряд различных длительностей, которые могут быть зафиксированы при помощи знаков музыкальной записи:

Следующий этап работы - исполнение движений различных длительностей уже в связи не с данным музыкальным сопровождением, а с гимнастической или несложной сценической задачей. В ряде тренировочных движений устанавливается наиболее соответствующий темп и определяется длительность отдельных движений.

Сопоставление нескольких рядов движений различных длительностей, исполняемых несколькими группами учащихся одновременно, дает новую тренировочную задачу - быстрое переключение по сигналу преподавателя из одного рисунка в другой. По этому же принципу строится движение, осмысленное очень несложной задачей.

В этих случаях длительность движения определяется вполне конкретными условиями: вращение рукоятки (маленькой, легкой, большой, тяжелой), работа с молотком различного объема и веса и т.п. Круг таких движений весьма ограничен, так как непременно требуются единообразие и равномерность «единиц» движения. Если же механически подчинить движения, по существу требующие различных временных норм, равным длительностям, - получится неизбежная условность и нарочитость рисунка.

Упражнения на длительности главным образом преследуют цель развития быстрой ориентировки в различных временных нормах и умения определять и учитывать единицу движения. В этой теме особенно важны самостоятельные работы учащихся.

Например: а) оформление ряда музыкальных длительностей рядом наиболее соответствующих гимнастических движений или движений, осмысленных задачей,

б) анализ ряда движений с точки зрения «единицы» и протяженности каждого отдельного движения.

В работе по этой теме учащиеся должны учитывать главным образом протяженность каждого отдельного движения в соответствии с его целью. Любое движение, даже тренирующее, может утратить всякий смысл, если оно сделано механически. Протянуть руку вперед — это движение может иметь разнообразнейшую протяженность в зависимости от его смысловой окраски. Можно поднять руку вперед, исполняя это движение как гимнастическое упражнение, или как момент танца, или как результат определенной задачи (прошу, показываю, отклоняю и т.д. и т.д.). И самый рисунок движения, и его мускульная нагрузка, и его протяженность (длительность) будут совершенно иные в каждом из этих случаев.

Стремясь понять, зачем и как делается каждое движение, учащийся вырабатывает навык сознательного отношения к своему движению и, в данном специальном случае, к его протяженности, являющейся одним из элементов ритма движения.

Тема V

Ритмический рисунок

Ритмическое воспитание, ставя своей основной целью развитие «ритмичности», пользуется, с одной стороны, музыкальным ритмом, а с другой - ритмом движения.

Ритмический рисунок мелодии, то есть соотношение звуков различных длительностей, - наиболее примитивная, наиболее внешняя формация музыкального ритма. Музыкальное произведение в целом включает не только звуки различных длительностей и их соотношения, но также соотношения гораздо более сложные и глубокие, поскольку музыка отражает преломленную творческим процессом человека действительность и обнимает все многообразие явлений и их взаимоотношений, выраженное своеобразными, свойственными только музыке средствами (звукосочетаниями).

Поэтому музыкальный ритм - это не только организация звуков во времени, в отношении их длительности (протяженности), но также организация всего музыкального материала в его целом и в отношении его структуры, и его динамической линии, и его содержания.

Ритмический рисунок движения - тоже чрезвычайно элементарная формация моторного (двигательного) ритма. Под этим термином понимается соотношение отдельных «единиц» движения, различных по длительности (временное соотношение) и по объему (пространственное соотношение). Но этим не исчерпывается все многообразие проявлений моторного ритма, так как движение человека по существу есть не только способ преодолевать пространство, но также средство выявлять содержание личности (или «образа»), в свою очередь отражающей многообразие сложных взаимодействий биологической и социальной природы. Поэтому ритм организует не только движение человека во времени и пространстве, но организует также и «поведение» человека, определяемое его биологической и социальной природой.

Страницы: 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Смотрите также

Византийская культура и ее особенности
...

ПРАКТИКА
Есть разница между — сыграть, только сыграть известную сцену правильно, сильно и хорошо, или — сделать, вылепить сцену... ...Сцену нужно сделать, а потом сыграть. Станиславский В предыдущих част ...

УЧЕБНЫЙ КЛАСС
… Мы должны научить каждого из вас … членораздельному и внятному рисунку. Вопросы художественной ценности этих рисунков придут значительно позже… Акимов ...