Ритмическое воспитание актера
Книги о театре и актерах / Ритмическое воспитание актера
Страница 35

Наиболее примитивная форма музыкального произведения - двухчастная, где первой части А противопоставлена более или менее резко контрастирующая часть Б. И более сложная - трехчастная форма, где после второй части снова возвращается первая: А - Б - А.

На основе этих двух принципов музыкальной структуры, путем их усложнений и видоизменений, возникает все огромнейшее многообразие музыкальных форм. В задачи ритмического воспитания отнюдь не входит глубокое и всестороннее изучение музыкальных форм. Анализ несложных музыкальных произведений с точки зрения структуры необходим потому, что таким путем можно научиться понимать музыкальный текст и строить движение, наиболее полно ему соответствующее. Кроме того четкая, ограниченная строгими временными рамками структура музыкального произведения создает чрезвычайно точные условия, с которыми необходимо считаться, строя движение, и, таким образом, отбор наиболее целесообразного и рационального движения становится вынужденной необходимостью.

Прежде чем строить движение в связи со сценической задачей, необходимо проанализировать данное музыкальное произведение, то есть изучить музыкальный «текст». В период работы над структурой при анализе музыкального произведения нужно главным образом направить внимание на строение музыкальной речи, то есть на составляющие ее части - периоды, предложения и фразы. Когда структура музыкального произведения выяснена и зафиксирована, можно приступать к построению движения.

Разрабатывая отдельные детали, необходимо иметь перед собой схему всей структуры движения в целом и распределять «куски» в строгом соответствии с фразировкой.

В том случае, если музыкальное произведение двухчастно, задача складывается из двух основных моментов, или контрастирующих, или дополняющих друг друга в зависимости от музыки. Если музыкальное произведение трехчастно, то есть его структура представляет собой схему: А - Б - А, - это обязывает при разработке схемы движения к повтору первого момента задачи.

Это условие, кажущееся чрезвычайно связывающим, по существу вполне закономерно. Музыкальный материал ассоциируется с соответствующим образным его воплощением. При повторении того же музыкального материала и совершенно ином его воплощении нарушилась бы уже созданная ассоциация. Кроме того это иное воплощение не нашло бы себе никакого оправдания, поскольку основой движения служит содержание музыкального текста.

Это условие, однако, отнюдь не означает формального внешнего повторения в точности каждой детали движения. В музыке повторение первой части может прозвучать по-иному, в зависимости от исполнения и благодаря сопоставлению со второй контрастирующей частью. В движении это повторение только возвращается к задаче первой части, но вся детальная разработка его может быть построена совершенно по-иному.

Поскольку внимание сосредоточивается главным образом на структуре, соотношения частей устанавливаются по временному и пространственному признаку, то есть движение планируется на основе учета главным образом времени (длительность отдельных моментов и их соотношения) и пространства (объем движения и пространственные условия его построения).

Такая работа имеет двоякий смысл: во-первых, - дает навык подхода к музыкальному произведению и умение строить движение, учитывая своеобразие музыкального текста, а во-вторых, - раскрывает принцип ритмического оформления, то есть учит находить такое соотношение частей и отдельных моментов движения, в результате которого слагается законченное целое.

Тема VII

Динамика и характер движения

Оттенки звучания

Слово «динамика» древнегреческого происхождения и означает «учение о силе». В музыке этим термином можно обозначить не только оттенки движения, достигаемые изменениями в силе звучания, но также оттенки скорости движения мелодии, сложности ее ритмического рисунка и насыщенности гармонии. В каждом музыкальном произведении развивается определяемая его содержанием своеобразная линия динамики, идущая через ряд колебаний различных оттенков к наивысшей для данного произведения точке напряжения или обрывающаяся или постепенно приходящая в состояние покоя. Зная структуру данного произведения, можно проследить его динамику вплоть до мельчайших оттенков внутри фразы. В музыке оттенки динамики обозначаются следующими итальянскими словами:

Страницы: 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Смотрите также

ТЕХНИКА
Научить режиссуре нельзя, а научиться можно! Станиславский ...

Современность, культура, молодежь
...

Византийская культура и ее особенности
...