Ритмическое воспитание актера
Книги о театре и актерах / Ритмическое воспитание актера
Страница 29

Тренировка начинается с обычных «текучих» упражнений - на ходьбе, хлопках, - где синкопа включается по сигналу преподавателя, затем ряды обычно метризованных и синкопированных движений чередуются (фигурные построения и пляски), и, наконец, синкопа является уже частью законченного ритмического рисунка, и такие фиксированные упражнения оформляются всеми видами движения.

Ритмический контрапункт

«Контрапункт» - латинское слово (contrapunctum), обозначающее противопоставление точек, то есть нот. В музыке этим термином называется особый прием организации нескольких музыкальных голосов, звучащих одновременно. В ритмике контрапунктом называется одновременное противопоставление различных ритмических рисунков. Например: основная «ритмическая тема» представляет собой следующий рисунок:

По этой данной теме строится ритмический контрапункт четвертями, то есть все паузы темы заполняются и получается второй рисунок, тесно связанный с основной темой.

Тема

Ритм.

контр.

То же самое возможно проделать в обратном порядке, то есть по данному контрапункту восстановить тему, заполнив все паузы данного ритмического рисунка. Ритмический контрапункт строится или равными длительностями или ритмическим рисунком, не совпадающим с основной темой.

Если объединить и тему и ритмический контрапункт в однородном звучании или движении (в одной мелодии или в одном ряду движений), то ритмический рисунок будет уничтожен и появится равномерное чередование равных длительностей. Например:

Ритмика использует ритмический контрапункт как прием для развития ритмической ориентировки. При помощи этого принципа достигается умение не только быстро распознавать данную ритмическую тему, но и строить связанный с ней новый ритмический рисунок, причем благодаря непременному условию сопоставления двух, а возможно и трех рисунков (четвертями и восьмыми к одной и той же теме) получается целый ряд возможностей разнообразной планировки движения. Например: ритмическая тема и контрапункт исполняются индивидуально различными способами движения (ходьба, хлопки и т.п.) двумя или тремя партнерами, группами, вожаками и группами. Задачи движения могут быть и вполне самостоятельными и логически связанными. Кроме того, ритмический контрапункт может быть применен как момент ритмического оформления массовых сцен.

Полиритмия

«Поли» - древнегреческое слово, обозначающее «много». Термином «полиритмия» обозначается в ритмике одновременное сочетание нескольких ритмических рисунков, построенных в одном метре, но совершенно самостоятельных. Принцип полиритмии дает возможность значительно усложнить тренировочные задачи работы над ритмическим рисунком, так как включает очень сложную координацию движений и требует большой ритмической изобретательности.

Все ритмические рисунки, составляющие данное полиритмическое построение, могут быть даны в музыкальном сопровождении и исполняться каждым учащимся различными движениями одновременно (сложная координация), или каждый ритмический рисунок может быть исполнен отдельными учащимися в определенном фиксированном построении.

Упражнения на полиритмию могут быть построены и так, что один ритмический рисунок дается музыкальным сопровождением, а остальные рисунки импровизируются учащимися. Наконец все полиритмическое построение может быть создано учащимися без всякой помощи музыки. Важно, чтобы один ритмический рисунок (как бы основной) был дан или преподавателем, дли кем-нибудь из учащихся, и в связи с ним строились все остальные рисунки.

Тренировка полиритмии развивает очень сложную координацию движений и дает уже некоторую техническую «виртуозность» в области элементарно ритмической ориентировки.

Тренировочные задачи темы «Ритмический рисунок» заключаются в следующем:

1. Реализация ритмического рисунка (исполнение данного музыкального ритмического рисунка в движении).

Тренировочные условия

а) Простая реализация — исполнение несколько раз повторяющегося музыкального ритмического рисунка.

б) Эхо - повторение данного ритмического рисунка мелодий наизусть, без поддержки музыкального сопровождения.

в) Цель реализаций - исполнение данного ритмического рисунка и одновременно восприятие (во время исполнения предыдущего) нового ритмического рисунка, исполняемого непосредственно после окончания предыдущего.

Страницы: 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Смотрите также

ПРАКТИКА
Есть разница между — сыграть, только сыграть известную сцену правильно, сильно и хорошо, или — сделать, вылепить сцену... ...Сцену нужно сделать, а потом сыграть. Станиславский В предыдущих част ...

ТЕХНИКА
Научить режиссуре нельзя, а научиться можно! Станиславский ...

АЗБУКА
К сожалению, у нас до самых последних лет очень мало уделялось внимания композиции спектакля. Более того, изучение этих вопросов рассматривалось чуть ли не как склонность к формализму. Я полагаю, ...