Ритмическое воспитание актера
Книги о театре и актерах / Ритмическое воспитание актера
Страница 33

Движение, как и музыка, является своеобразной «речью» и подчинено по существу тем же законам структуры, с той разницей, что в музыке есть только временная протяженность, а в движении - и временная и пространственная, благодаря чему закономерность структуры движения включает также и условия пространства.

Движение, по смыслу своей непосредственной задачи, может представлять собой некую «единицу» не только как отдельное движение, но и как группа мелких движений, объединенных одной основной самостоятельной целью. Если такую органически связанную группу разбить на составляющие ее отдельные движения, то каждое не станет от этого бессмысленным, но утратит общую целеустремленность и сможет быть истолковано совершенно по-иному.

Например: беру справочник, перелистываю, ищу нужный мне адрес, нахожу, записываю в свою записную книжку. В этом ряде движений несколько «фраз», то есть несколько групп движений, органически объединенных:

1. беру справочник - со стола, с полки, из шкафа и т.п.;

2. ищу - перелистываю, читаю столбцы;

3. нахожу адрес - закладываю нужную страницу или стараюсь его запомнить и т.п.;

4. беру записную книжку и карандаш - из кармана, из портфеля, из ящика и т. п.;

5. записываю адрес - списываю с указателя, восстанавливаю наизусть и т.п.

Каждая такая фраза имеет свою основную цель, определяющую все подсобные мелкие движения и связывающую их в законченную, органически осмысленную группу движений. Если такую группу разбить на составные мелкие движения и проделать только одно из них, то немедленно исчезнет основная цель, И такое движение может быть понято совершенно иначе. Например: в первой фразе - беру справочник - исполняется только одно движение - открываю шкаф или встаю на стул (чтобы достать с полки); взятое отдельно, оторванно от всей группы, это движение может быть понято как угодно: открываю шкаф - чтобы достать стакан, хлеб, туфли и пр. и пр. Только вся группа движений в целом раскроет смысл задачи первой фразы - человек, несомненно, достал книгу, - а поведение в следующей фразе разъяснит до конца, что книга эта - не роман, а указатель, и, наконец, все фразы окончательно вскроют смысл всего процесса, или «периода».

Элемент структуры, называемый в музыке мотивом, а в речи слогом, есть и в движении. Это момент акцентированного движения и неизбежно связанного с ним более слабого: «открываю дверцу шкафа» - два движения, из которых первое слабое, а на втором акцент и т.п. Пример как бы затактового построения «мотива». Гимнастическое тренирующее движение также строится на основе этих принципов, с той разницей, что и «единицу» движения и фразу определяет уже не задача действия, а задача рациональной тренировки. В теме «Длительности» уже говорилось о единице гимнастического движения, фраза же слагается из ряда единиц, связанных или общей тренировочной задачей (развитие определенной мышечной группы), или орнаментальной задачей (построение движения в рисунке определенного характера - прямых, ломаных, кривых линий или напряженной и ослабленной нагрузки). Так называемый «гимнастический комплекс», то есть ряд различных тренирующих движений, представляет собой как бы «период» и заключает четкие «предложения», «фразы» и даже «мотивы».

Ритмическое воспитание в своей работе над «фразировкой» движения пользуется музыкальной терминологией структуры потому, что в ритмике движение связывается с музыкой, а также и потому, что эта терминология нисколько не противоречит природе самого движения и не искажает ее.

Умение «фразировать» движение, то есть умение анализировать его в отношении структуры и умение логически его строить, - навык чрезвычайно важный в работе по воспитанию ритма, то есть закономерной организации материала. Актеру работа над фразировкой может дать не только умение анализировать движение технически, но также и умение находить «куски» движения, то есть находить задачи действия, их определяющие.

Тренировочные задачи этой темы заключаются в следующем:

1. Анализ фразировки отрывка музыкального произведения и построение соответствующего ряда движений.

2. Анализ фразировки данного ряда гимнастических и танцевальных движений.

3. Анализ фразировки этюда на сценическую задачу.

4. Самостоятельное построение логически связанного ряда гимнастических и танцевальных движений с учетом фразировки.

Страницы: 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

Смотрите также

ТЕХНИКА
Научить режиссуре нельзя, а научиться можно! Станиславский ...

Мораль и религия
Актуальность. В настоящее время в российском обществе происходит определённая "переоценка ценностей". Вместо прежней системы ценностей, развиваемой в социалистическом обществе, утв ...

АЗБУКА
К сожалению, у нас до самых последних лет очень мало уделялось внимания композиции спектакля. Более того, изучение этих вопросов рассматривалось чуть ли не как склонность к формализму. Я полагаю, ...