Ритмическое воспитание актера
Книги о театре и актерах / Ритмическое воспитание актера
Страница 25

Особенно четко, вплоть до записи их теми же условными музыкальными знаками, можно установить длительность отдельных движений любой пляски. Значительно сложнее определить и зафиксировать длительность движений, слагающих трудовой процесс, поскольку в этих движениях возможны некоторые случайные изменения.

Анализ движения с точки зрения его длительности и умение учитывать длительность движений, слагающих определенный процесс, необходимы потому, что осознание длительности отдельного движения и соотношения этих длительностей является первоначальным моментом ритмической организации движения.

Прежде чем устанавливать и определять длительность движения, нужно определить границы отдельного движения. Если наблюдать человека, двигающегося в обычном, среднем темпе, то все движения его будут представлять собой цепь сливающихся звеньев. Часто трудно уловить момент перехода одного движения в другое. И тем не менее, даже при поверхностном наблюдении очевидно, что движения этого человека являются именно последовательностью, «рядом» отдельных движений, а не монолитным, нераздельным потоком. Каждое движение определяется целью, его вызвавшей, и подчиняется общей цели поведения человека в данный момент. Например: человек вошел в вагон, отыскал свое место, поставил свои вещи, сел, закурил папиросу, достал газету и принялся читать. Все движения, необходимые для выполнения этих «задач», определяются не только целью каждого из них, но и характерными особенностями данного человека, привычным ему темпом, манерой и т.п.

Для определения длительности отдельных движений и соотношения этих длительностей необходимо найти «единицу» движения, то есть установить, при каких обстоятельствах движение воспринимается как одно отдельное и само по себе законченное. Цели, определяющие «единицу» движения, могут быть как бы проходящими или вспомогательными, подчиняясь общей основной цели. Человек входит в вагон - 1) берется за поручни, 2) поднимается по ступенькам, 3) втаскивает чемодан и т.д. - ряд мелких движений, имеющих каждое свою непосредственную цель и подчиняющихся общей цели. Когда движение протекает в нормальном темпе, эти вспомогательные цели и вызванные ими мелкие отдельные движения сливаются и с трудом различимы в общем процессе движения. Если попробовать тот же ряд движений проделать в замедленном темпе (принцип замедленной киносъемки), то границы и рисунок каждого отдельного движения будут вполне очевидны, и оно будет восприниматься как четкая «единица».

Итак, «единица» движения определяется его непосредственной целью или задачей. «Встать - нагнуться - поднять - выпрямиться - сесть» -в любом ряде осмысленных движений можно установить «единицы», расчленив основную цель на более мелкие, уже неделимые части.

В гимнастическом движении, имеющем всегда цель оздоровляющей и коррегирующей тренировки, единица определяется пространственными условиями - направлением движения. Например: движение руки - в сторону - вперед - непременно воспринимается как два движения, как две единицы, ибо это два различных направления.

В работе над длительностями развивается точность рисунка движения, умение анализировать движение и учет длительности в его планировке. Эти навыки создают необходимую основу для дальнейшей работы уже непосредственно над ритмом движения. Анализ длительностей музыкального сопровождения и подчинение рисунка движения данным музыкальным длительностям является первым этапом работы, благодаря которому развивается точность рисунка и создается представление о «единице» движения.

Исполняя движением музыкальные длительности, необходимо учитывать следующие условия:

1. Движение по своей временной протяженности должно непременно соответствовать данной музыкальной длительности. Например: ряд движений - 1) левая рука вперед, 2) правая рука вперед, 3) левая рука в сторону, 4) правая рука в сторону, 5) левая рука вверх, 6) правая рука вверх, 7) левая рука вниз, 8) правая рука вниз - может быть исполнен целыми нотами. В этом случае нужно, чтобы движение руки плавно длилось бы в течение звучания всей целой ноты, то есть в течение четырех единиц счета. Тот же ряд движений может быть исполнен и половинными, и четвертями, и восьмыми. По мере «укорочения» длительности неизбежно ускоряется темп, а следовательно изменяются объем и протяженность движения.

Страницы: 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Смотрите также

ПРАКТИКА
Есть разница между — сыграть, только сыграть известную сцену правильно, сильно и хорошо, или — сделать, вылепить сцену... ...Сцену нужно сделать, а потом сыграть. Станиславский В предыдущих част ...

ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихотворный тренинг «Нет сомнения, что он (Пушкин» создал наш поэтический, наш литературный язык и что нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением. Из вышесказанных нами ...

Известные Москвичи и Вишневый сад
Проблематика творчества Чехова это проблематика соотношения вечности и времени, знания и незнания, человеческой общности и человеческого одиночества, разумности и безнадежности человеческого существ ...