Литературный театр
Книги о театре и актерах / Литературный театр
Страница 84

Сейчас он похож на картину Шагала,

Или на картину Коровина,

Или на картину Архипова,

Или на чёрт знает что ещё!

И в сознанье, как это здорово,

В поисках формы, смелой, негаданной,

Мой друг рисует горы, Похожие на ягодицы,

Туристы .

И все говорят: «О-очень! Вещь!»

Звучит третий куплет песни. Во время пения туристы встают и приближаются к краю сцены, где и садятся, свесив ноги (на авансцене). Чтецы – позади них.

Негодующий .

А вещь – это Манькя и Ванькя,

Живущие пьянкой и банькой,

Забывшие в возможность распятья

В заботе о новой хате,

Несущие крест свой новый

С наследственной будьготовностью.

Ироничная .

И они говорят: «Не треба!»

И они говорят: «А на кой нам?!»

И весело ржут над теми,

Кто распят на крестах оконных!

И в сознанье, что жизнь – это всё-таки здорово,

В поисках формы, народу близкой,

Мой друг рисует горы,

Похожие на Манькины сиски,

И свет ему очень мил!

Под пение первого куплета туристы спускаются в зрительный зал. На сцену вбегает (чуть ли не впрыгивает) Авторский голос.

Авторский голос.

Лиши меня краски, звука, слова,

Лиши любого волшебства!

Яви мне силы для иного,

Святого: снятия с креста.

Затем я и явился в этот мир!

А горы… а горы пусть рисует мой друг.

Часть вторая

Зарубабель

Музыка та же, что в сцене «Волхвы». Толпа. Все имитируют движение. Трое из толпы читают стихи, постоянно смешиваясь с этой толпой.

Первый .

Пришельцы на земле Египетской

и земли чужан ушельцы!

Куда ведут вас?

Второй . К счастью?

Третий . К гибели?

Второй . На пьедестал?

Третий . На дно ущелья?

Первый .

Нет. Властвуя, как над рабами,

И указав: безрабство – цель,

им всё поведал Зарубабель

на арамейском языце.

Трое .

Идут, в разноязычной речи

свои молитвы утопив.

Дойдут и опояшут реки

продольным поясом толпы.

Первый .

А чтоб дошли и не упали,

чтоб шли скитальцы ночь и день,

Третий .

ты лги, ты лги им, Зарубабель,

про Палестину, про Эдем.

Второй .

Пускай их движет наважденье,

пусть наводнят они пески!

Третий .

Ты только право на вожденье,

как груз, до времени не скинь.

Первый . А доползут,

Второй . дойдут,

Третий . долезут

В процессе чтения последних реплик все останавливаются, кто-то садится.

Трое . и превратят Эдем в прилавок, –

Второй . ты сгинь, ты стал им бесполезным:

Третий .

устами жреческими Эзры

им Ягве даст на подлость право.

Первый .

Вчера рабы, забыв заветы,

теперь возьмут себе рабов.

И плач пришельцев безответных

вплетётся в их фольклорный рёв.

Второй .

Живя с приплодом и с рабами,

откроет вещий фарисей,

что вёл не ты их, Зарубабель,

а Бог и с Богом Моисей.

Третий .

Тебя в степи в победном гаме

швырнут на землю – в грязь и в пыль

и там казнят тебя камнями

слепой и взмыленной толпы.

Трое .

Толпа! Ты будешь за каменья,

за осквернённый Ханаан

пришельцем горьким в поколеньях

в земле неласковых чужан.

Музыка. Все медленно уходят. В это время:

Фонограмма. Не обижайте пришельцев, ибо сами вы были пришельцами на земле Египетской. Библия. «Исход».

Страницы: 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Смотрите также

Известные Москвичи и Вишневый сад
Проблематика творчества Чехова это проблематика соотношения вечности и времени, знания и незнания, человеческой общности и человеческого одиночества, разумности и безнадежности человеческого существ ...

Древняя Византия
Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы К ...

АЗБУКА
К сожалению, у нас до самых последних лет очень мало уделялось внимания композиции спектакля. Более того, изучение этих вопросов рассматривалось чуть ли не как склонность к формализму. Я полагаю, ...