Рассказчица . Тем витийствовал он некоторое время – и с платы за собрания построил себе не рай, но уютную-таки жизнь. И очень эта уютная жизнь тяготила Человека. Чем пуще он гневил Бога, тем лучше ему жилось на земле.
Паяц . И взмолился он: «Накажи меня, покарай, а то люди на меня пальцами показывают, что я со своего богоборчества, со своей богоненависти себе жизнь хорошую устроил».
Рассказчица . Вот уж это – хрен тебе, – так сказал Бог, – это уж ты у меня не проси. Я вас, блудных, хорошо знаю: вы у меня, как в кино – перед глазами. Все вы блудите с твёрдым расчётом на… тельца, всем вам, блудным, для успокоения совести вашей, суетной и тщеславной, страдания нужны и испытания, в рубище походить хочется… А ты у меня не страданием, а жиром помучаешься, не жертвой, а жратвой будешь обставлять свои исступления… Шиш тебя в конце ожидает вот такой, и, кроме шиша, нечего тебе будет вспомнить.
Паяц . Бога нет! (Растерянно). Он мне сам об этом сказал…
Авторский голос. Те, кто громко ересействуют, мечтают стать ересиархами.
Пауза.
Есть честный страх: в текучке лживой
В такой-то месяц, час, число
Вдруг променять на живость слов
Живую боль и душу живу.
Быть знатоком словесных дел,
Лихим в литье аллитераций
Куда как проще, чем пробраться
К людскому лихо, чем отдаться,
ЧЕМ СЖИТЬ СЕБЯ В ЛЮДСКОЙ БЕДЕ.
Появляется (из зрительного зала) Двойник.
Двойник.
Уходит доброта – куда?
Куда впадает?
Авторский голос . В злую скуку?
Двойник . В немилость?
Авторский голос . В острословье?
Двойник .
В скупость
На милость?
Авторский голос. В щедрость на удар?
Вместе . Куда уходит доброта?
Двойник .
Чужое – просто сокрушить:
Легки – чужие крах и сломы…
Как мало смысла – много злобы
На нашу маленькую жизнь!
Авторский голос.
Так ль слово «жалость» – скверный тон?
(в зал). Так уж постыдно слово «милость»?
Вы их превыше, ваша милость,
Я – ниже! И стою на том!
Двойник .
Ещё и то: сознанье – суд,
Суд над собой. В самосудействе
Ни каламбур, ни лицедейство
От «есть ли в поле» не спасут.
Авторский голос.
Есть просто – не сложилась жизнь.
А есть – о жизненном пространстве.
Двойник .
Есть сказ о лжи и постоянстве.
А здесь – о постоянстве лжи.
Поймёшь ли?
Авторский голос .
Понял. И тогда
Пойду и к финишу – не к цели,
Приду, заброшенный, как церкви.
Не загостился ль? Вот беда –
Двойник . Не загостился ль?
Свет.
«Не собирай посылку, мама»
От театра. Удивительно всё-таки, как поэты оказываются пророками своей судьбы.
Один за другим появляются три чтеца (в разных частях сцены).
Первый чтец.
Спасибо, южный город отчужденья,
за равнодушный, праздный твой уют.
Я ощутил до богооткровенья,
что я погиб. Что лето – не спасенье.
Что воробьи и солнце не спасут.
Я в это лето пролистал страницы
пророческих косноязычных книг.
Они открыли мне, как духовидцу:
пророков нет, и ты давно погиб.
Эти стихи написаны за пять с лишним лет до гибели.
Второй чтец.
А эти – за девять…
Был год. Был подлый жёсткий год
Сплошных: «А помнишь?»
Смотрите также
Древняя Византия
Византийское государство оформилось в
результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно
просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы
К ...
Мораль и религия
Актуальность. В настоящее время в российском обществе
происходит определённая "переоценка ценностей". Вместо прежней
системы ценностей, развиваемой в социалистическом обществе, утв ...
АЗБУКА
К сожалению, у нас до самых последних лет очень мало уделялось внимания композиции
спектакля. Более того, изучение этих вопросов рассматривалось чуть ли не как склонность
к формализму. Я полагаю, ...