Литературный театр
Книги о театре и актерах / Литературный театр
Страница 82

и если б старость – в охах, вздохах, склоках –

ты только и сумела б, что проклясть

паденье нравов и ненужность Блока.

Девушка .

Идёт отсчёт. И цель, как смерть: проста.

И далеко. И не дожить до Блока.

И, стало быть, такая есть дорога;

есть путь такой: поверить в смерть, как в Бога,

и так же: до конца и до креста.

Некто .

Но ты прелестна. Только в этом суть.

Ты – женщина. И правда только в этом.

И надо жить. Жить и сберечь красу

куда трудней, чем игры с пистолетом.

За что ж – тебе? За тяжкие грехи?

За что твою прославят душу живу

не светлые и робкие стихи,

а боговдохновенные призывы?

(Отходит. Пауза. Обращаясь в зал).

И сколько надо Церквей на Крови,

чтобы понять, отбросив прочь химеры,

что смертоносна вера без любви,

как не спасает и любовь без веры.

В зрительном зале двое, которых назовем бесы.

Бесы .

… Запущены, подобно колесу,

необратимо:

Первый бес.

«выстрел…»,

Второй бес.

«порох…»,

Первый бес.

«бомбы…»

Девушка .

Идёт к концу намеченный отсчёт.

Некто .

А ты красива. Только в этом суть.

И ты себя готовишь к гекатомбам.

Девушка .

И всё равно: тюрьма иль эшафот. (Пауза)

… В последний раз – безлунный час Вселенной.

И дерево бормочет. Зябнет пруд.

Некто .

Они чисты. Они чужды измены.

Они просты. Они аборигены.

Они утешат. Если не спасут.

Доверься им…

Девушка .

Но зов предельно весок.

И пахнет смертью. Всюду гарь и тлен.

Бесы .

Горят глаза у бесов и балбесов,

решительных – до первых перемен.

Первый бес (врываясь на сцену.)

И с динамитом – к равенствам и братствам!

Второй бес (тоже врываясь на сцену – с другой её стороны.) И всё как было: только смертью – смерть.

Бесы (с двух сторон окружая Девушку.) И нет пути.

Девушка .

И вытерпеть…

Некто .

пилатство.

И святотатство…

Девушка .

если не стерпеть.

Бесы .

И не уйти.

Первый бес .

И мир пропитан тленом. (Уходит.)

Второй бес.

И нет пути. (Уходит.)

Девушка .

Идёт к концу отсчёт…

Некто .

Но – лучше так: пока не на коленях

и всё равно – тюрьма иль эшафот.

И лучше – так. Пока не победили,

пока к присяге не пришли умы,

пока твой друг, мечтающий о крыльях,

не бьётся над созданьем Колымы,

пока поэтов не ведут к причастью,

пока ни вздохов старческих, ни склок,

пока стихов ещё не пишет Блок

и не замучить вам его, по счастью,

пока у «Марсельезы» чистый звук,

пока твои друзья честны и чисты,

пока твой друг не маршал, ни министр

и твой палач – не твой вчерашний друг…

Пауза.

Девушка .

Как лето ленью пахнет! Вот теперь

забыть бы всё, перечеркнуть, как шутку!

Некто .

Но нет пути: стерпеть иль не стерпеть –

как выбор меж пилатством и кощунством.

Девушка .

Не вытерпеть…

Некто .

на злобе и неверье

построить мир, где каждый чист и сыт.

Девушка .

А вытерпеть…

Некто.

за счёт чужих обид,

чужого крика и чужой потери.

(Садится на край сцены. Пауза.)

Ах, слава Богу, мы не Робеспьеры,

но почему должны терпеть мы стыд?

Страницы: 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87

Смотрите также

АЗБУКА
К сожалению, у нас до самых последних лет очень мало уделялось внимания композиции спектакля. Более того, изучение этих вопросов рассматривалось чуть ли не как склонность к формализму. Я полагаю, ...

Заключение
В атеистической литературе, думается, не без оснований отмечалось и то обстоятельство, что всепрощение в христианстве может носить чрезмерный, опасный для повседневной нравственности характер. Есть ...

Структура отчета об изменении капитала
В состав годовой бухгалтерской отчетности входит форма №3 «Отчет об изменениях капитала». В ней отражаются показатели, характеризующие формирование уставного, добавочного и резервного капи ...