Ритмическое воспитание актера
Книги о театре и актерах / Ритмическое воспитание актера
Страница 23

И наконец, в работе над метром применяется мяч, чрезвычайно помогающий и развитию ощущения времени (регулировка броска), и устойчивости в метре, и четкости движений. Упражнения с мячами оформляются чрезвычайно разнообразно, включая, кроме непосредственных тренировочных задач по метру, также задачи предыдущих тем - ориентировки в пространстве и коллективе, координации внимания, темпа и соотношения скоростей.

Бросок и поимка мяча могут быть распределены по метрическим ударениям. Например: счет 3/4 ; бросок на «раз» первого такта, поимка на «раз» следующего и т.д. Это - самый несложный прием. Гораздо сложнее, когда бросок приходится на сильную часть такта, а поимка—на слабую. Подготовка к броску в этом случае должна быть очень точно рассчитана, что и составляет смысл упражнения.

Сложность тренировочной задачи зависит и от усложнения пространственных условий, и от количества мячей, и от условий броска и поимки, и от рисунка фигурного построения. Кроме мячей, в работе над этой темой применяются и иные предметы: стулья, газеты, книги, чемоданы, словом, любые вещи, которые можно переносить и перебрасывать.

Работа над метром развивает навык четкости движения, научает анализировать движение и, кроме того, раскрывает приемы метрического оформления, которые можно назвать «метризацией» движения.

«Метризацией» называются принципы и приемы, при помощи которых раскрывается метрическая природа движения и устанавливаются метрические нормы, соответствующие данной задаче действия или тренировки.

На данном этапе работы учащиеся уже достаточно овладевают подготовительным материалом предыдущих тем, и поэтому вполне осуществима самостоятельная планировка движения на основе принципов метризации.

В построении движения применяются два способа. Один из них заключается в следующем: основой построения служит музыка, наиболее соответствующая замыслу. Например: задумано оформление лозунга, где каждая буква, его составляющая, написана на отдельном флаге или плакате. Эти «подвижные» буквы находятся в руках участвующих, и, таким образом, возможно построить «живой», то есть «движущийся», лозунг. Музыка в таком случае должна быть бодрой и четкой. В зависимости от фразировки (см. тему «Фразировка») и тактового строения фразы планируется движение.

Здесь возможны следующие два приема: а) движение исполняется на метрическое ударение и выдерживается в течение всего такта, или б) движение исполняется на каждую часть такта, то есть на каждую единицу счета. Если структура музыки примерно такая - пять фраз, из них первая, вторая и пятая - двутакты, а третья и четвертая - однотакты, - то и в ряде движений должно быть пять четких фраз, то есть движение нужно строить так, чтобы каждая новая фраза была отмечена или другим направлением, или новой планировкой, или новым рисунком движения, независимо от того, каким приемом оно метризовано - по метрическому ударению или по частям такта. Эти два приема метризации могут быть оба применены в одном и том же построении.

Совершенно не обязательно, чтобы один прием был выдержан от начала до конца. Наоборот: чередование этих приемов дает большие возможности разнообразить и усложнять рисунок построения. При подборе движений учитываются объем и мускульная нагрузка каждого и их соотношения, так как метризация непременно требует равномерности не только чередования движений, но и соотношений их по объему, мускульной нагрузке и пространственной планировке.

В результате получается законченный ряд очень четких, скупых движений, которые при равномерности и чередовании рисунка неизбежно механичны и условны.

Возможен также и обратный способ метризации, когда основой служит не музыка, а процесс движения, метричный по своей природе. Например: «разгрузка цепью» - нагруженный мешками грузовик разгружается путем передачи мешков по цепи из нескольких человек. Последний сваливает мешки, а первый подает их с грузовика. В этом ряде движений чрезвычайно ярко выражена метрическая природа, то есть равномерность и периодичность однообразных движений. Метризовать такой ряд - значит точно установить моменты чередования движений, определить таким путем темп и размер и, если нужно, подобрать наиболее соответствующее музыкальное сопровождение.

Обычно чрезвычайно трудно найти в музыкальной литературе вполне подходящий пример, и в таких случаях музыку нужно или специально сочинять, или импровизировать.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Смотрите также

ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихотворный тренинг «Нет сомнения, что он (Пушкин» создал наш поэтический, наш литературный язык и что нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением. Из вышесказанных нами ...

УЧЕБНЫЙ КЛАСС
… Мы должны научить каждого из вас … членораздельному и внятному рисунку. Вопросы художественной ценности этих рисунков придут значительно позже… Акимов ...

Современность, культура, молодежь
...