Тема II
Темп и точное соотношение скоростей
Темп
Термин «темп» происходит от латинского слова tempus, то есть «время». На итальянском языке это слово преобразовалось в tempo, но сохранило свое значение.
В музыкальной терминологии, пользующейся главным образом словами итальянского языка (поскольку начало современной теории музыки было положено в Италии), значение слова tempo суживается, и оно применяется для обозначения скорости музыкального движения. В системе ритмического воспитания слово «темп» употребляется как музыкальный термин, то есть как обозначение скорости движения и соответствующего навыка - умения воспроизводить и выдерживать эту скорость (переключение темпов, устойчивость в темпе).
Для обозначения различных темпов в музыке употребляются итальянские названия, определяющие отчасти характер музыкального произведения и указывающие на соответствующую ему скорость музыкального движения.
Например:
Largo - «широко» -очень медленный темп.
Adagio - «удобно» - несколько быстрее.
Andante - «идучи», «идя» - еще немного быстрее.
Moderato - «умеренный» -средний темп.
Аllegrо - «весело», «бодро» - быстрый темп.
Р r еstо - «торопливо» -очень быстрый темп.
На практике ритмической работы применяются следующие обозначения темпов:
Средний
Замедленный Ускоренный
Медленный Быстрый
Эти пять основных темпов, конечно, не являются абсолютными величинами. Представление о каждом из них условно. Тем не менее, говоря о «среднем» темпе, каждый человек может ясно представить себе соответствующую, обычную для данного процесса скорость движения и от этой средней скорости установить новые скорости или в сторону замедления, или, наоборот, в сторону ускорения. Темп музыкального произведения определяется его характером. Темп движения человека определяется его характерными особенностями и конкретными условиями, влияющими на его поведение. Каждому процессу свойственен наиболее удобный темп, зависящий от целого ряда условий.
Условия, определяющие темп движения человека в трудовом процессе:
Состояние психофизического аппарата.
Индивидуальные особенности темперамента.
Материал и его состояние (вес и объем предметов и пр. и пр.).
Качество инструмента при трудовом процессе (острый, тупой, тяжелый, легкий и пр. и пр.).
Часто бывает трудно изменить привычный темп движения, особенно если он выработался в результате постоянной, однообразной работы.
В процессе развития навыков темпа применяются два методических подхода. Один идет по линии раскрытия задачи, по существу ее требующей определенного темпа движения. Например: «нездоровье», «усталость», «долгое и томительное ожидание» и т.п. - задачи, неизбежно диктующие замедленный или медленный темп движения. И наоборот: «сборы в экскурсию», «запоздалое приготовление сцены к спектаклю» и т.п. - задачи, по существу требующие ускоренного или быстрого темпа.
Второй подход направлен по линии разработки чисто технических приемов движения в том или ином темпе путем осознания мускульной подготовки и мускульной нагрузки движения в различных темпах.
Оба эти подхода вполне равноценны и дополняют друг друга. Было бы неверным отрывать мысль (содержание задачи) от ее воплощения (оформление задачи, техника выполнения), то есть «внутреннее» от «внешнего», представляющих собой некое единство. Но подход к овладению этим единством как навыком возможен и с той и с другой стороны. Применение в каждом случае того или иного методического приема определяется конкретными данными аудитории, вплоть до индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Навыки темпа, развиваемые ритмическим воспитанием, по существу сводятся к следующим двум:
1. Устойчивость в данном темпе, то есть умение выдержать определенную скорость движения в течение достаточно длительного отрезка времени, не ускоряя и не замедляя.
2. Переключение темпов - умение легко и четко изменить скорость движения, не постепенно ускоряя или замедляя, а внезапно переходя от одной условно установленной скорости к другой.
Для укрепления этих основных навыков ведется работа по развитию подсобных навыков, заключающихся в умении учитывать мускульную подготовку и мускульную нагрузку движения. Эти навыки в свою очередь являются основными в работе всех дисциплин, специально тренирующих технику движения. Поэтому в работе по ритмическому воспитанию эти уже отчасти приобретенные навыки связываются со специально тренировочными задачами по темпу (устойчивостью в темпе и переключением темпов).
Смотрите также
ПРАКТИКА
Есть разница между — сыграть, только сыграть известную сцену правильно, сильно
и хорошо, или — сделать, вылепить сцену... ...Сцену нужно сделать, а потом сыграть.
Станиславский
В предыдущих част ...
Византийская культура и ее особенности
...
Что делает человека эффективным лидером
Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. Теори ...