Ритмическое воспитание актера
Книги о театре и актерах / Ритмическое воспитание актера
Страница 15

Ритмическое воспитание прививает новые рефлекторные сочетания, освобождающие движение от нецелесообразных реакций.

Развитие навыка координации предполагает умение сочетать различные движения, обусловленные конкретными задачами. Например: говорить с кем-нибудь и в это же время двигаться, убирая, доставая и расставляя какие-нибудь вещи, и т.п. Благодаря развитому навыку координации достигается владение мышечным аппаратом, без чего чрезвычайно осложняется специальная работа над техникой движения.

Тренировка начинается с осознания автоматизации путем ее нарушения, как было уже приведено выше. Затем упражнения строятся по принципу одновременного сочетания различных рисунков движения или различных задач. Например: идти «вместе с музыкой» и во время ходьбы прослушать и усвоить новое задание преподавателя. В данном случае мы имеем пример простейшей координации, так как активное, но автоматизированное движение - ходьба - сочетается с напряженным сосредоточением внимания для восприятия нового задания и благодаря этому в свою очередь требует сознательно направленного внимания. Новое задание, диктуемое преподавателем, заключается в каком-нибудь новом движении (хотя бы в хлопках или в движениях рук), которое должно быть выполнено одновременно с ходьбой. Таким образом, получается новое упражнение именно на координацию, то есть на одновременное сочетание различных движений. В дальнейшем работа над развитием этого навыка идет по линии усложнения рисунков и задач одновременно сочетаемых движений, так как чем сложнее рисунок и задача, тем труднее координируются движения.

Примером сложной координации может служить следующее упражнение. Руки исполняют дирижерский жест: правая на три четверти, а левая - на четыре четверти. Для того чтобы по времени эти движения были равны, нужно установить двенадцать равных единиц (музыкальное сопровождение - или двенадцать четвертей или четырехтактовая фраза со счетом три четверти). Правая рука тремя движениями делит эти двенадцать единиц на три части, причем каждое движение выдерживается в течение четырех единиц:

Рука вниз на 1 (2, 3, 4 - пауза).

Рука в сторону на 5 (6, 7, 8 - пауза).

Рука вверх на 9 (10,11,12 - пауза).

Таким образом, для правой руки устанавливаются следующие ударные единицы из двенадцати общих: раз, пять-девять (остальные - неударные - выдерживаются).

Левая рука четырьмя движениями делит эти же двенадцать единиц на четыре части, причем каждое движение выдерживается в течение трех единиц.

Рука вниз на 1 (2, 3 - пауза).

Рука перед грудью на 4 (5, 6 - пауза).

Рука в сторону на 7 (8, 9 - пауза).

Рука вверх на 10 (11,12—пауза).

Для левой руки устанавливаются следующие ударные единицы: раз, четыре, семь, десять (остальные - неударные - выдерживаются).

При одновременном сочетании движения обеих рук получается такое сопоставление и чередование ударных единиц:

Работая над этим упражнением, необходимо вначале добиться автоматизации движения каждой руки отдельно и затем уже пробовать сочетать движения обеих рук, причем непременно сознательно, то есть, отдавая себе отчет в каждом движении и сознательно направляя каждое движение. Поскольку сочетание этих двух движений построено на точном соотношении, нормы этих соотношений, то есть ритм, очень легко определить и запомнить.

Можно зафиксировать его в размере три четверти:

Когда сочетание движения обеих рук будет автоматизировано, вводится новый момент, возобновляющий работу над координацией, - движение ног, то есть шаги, в момент ударных единиц: на 1, 4, 5, 7, 9, 10.

В зависимости от музыкального сопровождения такое сложное упражнение оформляется или в характере четкого, строгого гимнастического движения, или в мягком и легком рисунке танцевального движения.

Ориентировка

Умение ориентироваться, то есть умение быстро учитывать условия, необходимые для выполнения данной задачи, - чрезвычайно существенный в работе актера навык. Понятие «ритмичности» непременно включает навык ориентировки, так как учет элементарных условий временной, пространственной и групповой планировки является основой ритмизации движения. Ориентировка в пространстве тесно связана с умением ориентироваться в данных условиях группового построения, то есть в коллективе. Для большей ясности изложения эти два момента рассматриваются отдельно, что не должно, конечно, обозначать их разрыва в практической работе.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Смотрите также

Известные Москвичи и Вишневый сад
Проблематика творчества Чехова это проблематика соотношения вечности и времени, знания и незнания, человеческой общности и человеческого одиночества, разумности и безнадежности человеческого существ ...

УЧЕБНЫЙ КЛАСС
… Мы должны научить каждого из вас … членораздельному и внятному рисунку. Вопросы художественной ценности этих рисунков придут значительно позже… Акимов ...

ПРАКТИКА
Есть разница между — сыграть, только сыграть известную сцену правильно, сильно и хорошо, или — сделать, вылепить сцену... ...Сцену нужно сделать, а потом сыграть. Станиславский В предыдущих част ...