Ритмическое воспитание актера
Книги о театре и актерах / Ритмическое воспитание актера
Страница 14

3. Упражнения, где основным тренирующим условием является быстрое переключение внимания. Предшествовавший материал здесь усложнен разнообразной сигнализацией. Упражнения состоят из нескольких частей, и каждой соответствует особый сигнал: если преподаватель говорит «раз!» - меняется направление движения; если «хоп!» - прыжок на месте; если «стоп!» - внезапная остановка, и т.п.

В таких упражнениях, кроме общей собранности и «готовности», внимание должно быть быстро сосредоточено на выполнении то одной, то другой задачи.

4. Упражнения, тренирующие умение сосредоточивать внимание на нескольких задачах. Например: движения в определенном рисунке (ходьба, бег, остановка), в различных «фигурных» построениях требуют внимания и к музыкальному сопровождению, диктующему изменение рисунка, и к технике самого движения, и к планировке движения в данных условиях пространства.

5. Упражнения, тренирующие устойчивость внимания, то есть способность к длительному сосредоточению внимания в любых условиях. Тренировка устойчивости ведется на постепенном удлинении продолжительности упражнений и на постепенном усложнении тренировочной задачи, а также тренировочных условий.

Пример такого рода упражнений: учащиеся разделяются на несколько групп (три или четыре); у каждой группы свой вожак, которому дается задание придумать ряд движений, наиболее соответствующих данному отрывку музыкального произведения, и «научить» свою группу выполнять этот придуманный им ряд движений, добиваясь четкости рисунка. Поскольку каждый вожак придумывает свой ряд движений, отличный от придуманного другим вожаком, и, «обучая» свою группу, применяет свои «своеобразные педагогические приемы», в классе поднимается невероятный шум, и каждая группа в своем углу рьяно репетирует свое задание. Эти «репетиции» проходят в условиях, чрезвычайно неблагоприятных для сосредоточенности внимания, так как самый смысл упражнения именно в там, чтобы поставить учащихся в неблагоприятные условия. Обычно наиболее организованная группа, несмотря на эти условия, побеждает, то есть первая выполняет задание.

Усложненный вариант этого же упражнения может служить примером очень трудной тренировочной задачи на устойчивость внимания. Когда все группы четко выполняют каждая свой ряд движений, они располагаются по кругу, и задача заключается в том, чтобы, выполняя свое движение, следить за движением группы, стоящей справа, и по сигналу преподавателя начать исполнять этот новый ряд движений, воспринятый во время исполнения.

Таким образом, если в упражнениях принимают участие четыре группы, то на четвертый сигнал к каждой группе возвращается ее первый ряд движений, обычно в совершенно искаженном виде (на первом этапе тренировки).

Приведенное упражнение требует очень устойчивого, длительного, организованного внимания.

Координация движений

«Координация движений» - это значит согласованность, а «дискоординация» - несогласованность одновременного движения различных мышечных групп. Умение координировать, то есть одновременно сочетать движения, различные по рисунку, является основным навыком в области впадения телом.

Всякий навык в переводе на язык физиологии можно рассматривать как рефлекс, так называемый условный, или «приобретенный» рефлекс, в отличие от «безусловного» (врожденного). Рефлексом называется передача возбуждения по нервным стволам от раздраженного участка периферии в спинной или головной мозг и обратно от центра к надлежащему участку периферии для целесообразного ответного действия.

Рефлекс в его простейшем виде можно иллюстрировать следующим простым примером: кожа руки обжигается, если прикоснуться ею к огню. Чувствительные нервы посылают возбуждение в центральную нервную систему. Центральная нервная система тут же передает возбуждение по двигательным нервам в мышцы руки, и рука отдергивается. Много раз повторенный рефлекс становится, по мере упражнения, автоматическим.

Движения человеческого тела в силу приспособления к условиям окружающей среды координируются автоматически, то есть без участия сознания. Это и есть рефлекс. Например: если проанализировать движения конечностей во время ходьбы, то мы увидим, что движению ног противопоставляется движение рук (противодвижение - правая нога вперед и одновременно левая рука слегка откачивается вперед). Эта ставшая уже автоматической координация является результатом наиболее рационального приспособления к вертикальному положению тела в связи с тяготением. Благодаря такому сочетанию движений рук и ног достигается наибольшая устойчивость и равновесие во время ходьбы. Для того чтобы ощутить и, таким образом, проверить правильность этого положения, можно нарушить привычную координацию, то есть попробовать во время ходьбы сознательно регулировать движения рук и ног, одновременно посылая вперед правую руку и правую ногу, и наоборот (параллельное движение). Сохранять равновесие при таком способе движения окажется весьма трудным, и придется прибегнуть к раскачиванию тела из стороны в сторону, благодаря чему походка делается гораздо менее динамичной и легкой (то есть утрачивается устремленность вперед), и кроме того расходуется излишняя мускульная энергия.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Смотрите также

УЧЕБНЫЙ КЛАСС
… Мы должны научить каждого из вас … членораздельному и внятному рисунку. Вопросы художественной ценности этих рисунков придут значительно позже… Акимов ...

Структура отчета об изменении капитала
В состав годовой бухгалтерской отчетности входит форма №3 «Отчет об изменениях капитала». В ней отражаются показатели, характеризующие формирование уставного, добавочного и резервного капи ...

ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихотворный тренинг «Нет сомнения, что он (Пушкин» создал наш поэтический, наш литературный язык и что нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением. Из вышесказанных нами ...