Ритмическое воспитание актера
Книги о театре и актерах / Ритмическое воспитание актера
Страница 8

В сочетании музыки и движения как равноценных средств воспитания применяются различные приемы. Можно учитывать в музыке только временные соотношения и на этой основе строить движение, а можно учитывать все данные музыки - ее содержание, ритм, динамику - и на этой более полной основе строить соответствующее движение. В построении ритмических упражнений применяются оба эти приема.

Кроме того, можно строить движение на принципе контраста: содержание, ритм и динамика музыки и движения могут противоречить друг другу, - в движении можно выявить «отношение» к данной музыке, - словом, возможны разнообразные видоизменения этого приема. Но если при сочетании музыки и движения учтены органические данные и музыки и движения, то это сочетание всегда будет органичным.

Для большей наглядности условий такого сочетания музыки и движения можно привести примерную схему:

Учет условий

Так как ритмика сочетает в качестве средств воспитания музыку и движение, которые представляют собою различные виды искусства, то часто возникают досадные недоразумения, и педагогический метод органического слияния музыки и движения рассматривается как новый вид искусства. На самом деле цель метода ритмики - это воспитание и развитие комплекса навыков, слагающих «ритмичность», необходимую актеру в его работе.

Планирование материала

Материал курса располагается по темам, которые определяются основной задачей работы, то есть задачей развития соответствующих навыков. Темы мы устанавливаем в их логической последовательности, учитывая процесс восприятия и руководствуясь основным методическим принципом системы: от инстинктивного восприятия - путем последовательного анализа - к сознательному усвоению.

Примерная схема планирования материала

1-я тема. Внимание. Координация. Ориентировка.

2-я тема. Темп. Точное соотношение скоростей.

3-я тема. Метр.

4-я тема. Длительности.

5-я тема. Ритмический рисунок.

6-я тема. Фразировка.

7-я тема. Динамика и характер движения (оттенки звучания).

8-я тема. Музыкально-ритмические этюды.

Первая тема - «Внимание. Координация. Ориентировка» - является основной, вне которой немыслима дальнейшая работа. Поэтому развитие этих навыков идет на всем протяжении курса.

Тема «Темп», цель которой развитие наиболее элементарного ощущения музыки и движения, неизбежно влечет за собой сопоставление и сравнение различных по темпу процессов движения. Такое сопоставление дает первоначальное ощущение ритмических соотношений.

Следующий этап работы - это элементарный метрический анализ движения, заключающийся в расчленении его на равные отрезки (установление равных временных и пространственных соотношений). Здесь мы имеем дело с гимнастической ходьбой и бегом, с гимнастическими упражнениями на движения, равные по объему и мускульной нагрузке, с дирижерским жестом и т.п. (тема «Метр»).

Приобретенный навык обостренного ощущения времени и пространства дает возможность вести дальше работу по развитию ощущения неравных временных и пространственных соотношений, то есть создается естественный подход к четвертой теме - «Длительности».

Таким путем подготовленные учащиеся легко овладевают материалом пятой темы - воспроизведением и созданием ритмического рисунка , представляющего собой сложную организацию движения на основе уже приобретенных навыков.

Следующая, шестая тема «Фразировка» - является усложнением предыдущей темы, поскольку и здесь действует принцип неравных соотношений на основе музыки и движения, с той разницей, что в предыдущей теме за «единицу» принимались звук и отдельное движение, тогда как в фразировке «единица» - это музыкальная фраза и ряд движений, группирующихся вокруг основного (по мысли или по тренировочной задаче). Таким образом, по этой теме ведется работа над развитием у актера ощущения сложных ритмических соотношений.

Седьмая тема , опираясь на освоение всего предыдущего материала, затрагивает динамику движения на основе особенностей данной сценической задачи и анализ динамических оттенков мелодии, а также ее смысловой и эмоциональной окраски, вытекающей из содержания данного музыкального произведения.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также

Заключение
В атеистической литературе, думается, не без оснований отмечалось и то обстоятельство, что всепрощение в христианстве может носить чрезмерный, опасный для повседневной нравственности характер. Есть ...

Известные Москвичи и Вишневый сад
Проблематика творчества Чехова это проблематика соотношения вечности и времени, знания и незнания, человеческой общности и человеческого одиночества, разумности и безнадежности человеческого существ ...

ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихотворный тренинг «Нет сомнения, что он (Пушкин» создал наш поэтический, наш литературный язык и что нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением. Из вышесказанных нами ...