Мышцы и слово
Страница 1

Дыхание начинает звук посредством воздействия на голосовые связки, заставляет их вибрировать, и, таким образом, возникают звуковые волны. Начальный звук затем расширяется и распространяется по телу и движением или артикуляцией различных органов речи может быть оформлен в виде слов.

С помощью дыхательных упражнений вы обнаружили свою свободную голосовую энергию и резонирующие возможности тела. Теперь вы должны преобразовать эту энергию в слова, ведь именно это воздействует на слушателя. Необходимо понять, как связать голосовую энергию и энергию слова. Следующим шагом будет обучение тому, как двигать челюстями, губами и языком, использовать мягкое небо; при помощи их мышц мы произносим гласные и согласные звуки.

В любом тексте актер должен найти специфический такт слов и увязать его с особенностями помещения — только тогда его можно будет слушать без труда. Таким образом, вы должны учитывать следующее:

1. Индивидуальные особенности речи. 2. Необходимость приспособить эти особенности к помещению. 3. Правильное положение гласных и согласных, что будет затем влиять на резонанс голоса. 4. Как донести смысл слова до слушателя. В известном смысле упражнение мышц выполнять проще, чем дыхательные упражнения, ибо вы чувствуете от них немедленную помощь и быстрее ощутите новые возможности своего голоса. Действительно, за пять минут вам откроется огромная разница между тем, чем вы были и тем, чем вы можете быть. Но, с другой стороны, они сложнее, поскольку приходится учитывать многие индивидуальные особенности (о чем я говорила ранее). Например, слишком сильное или слишком слабое акцентирование согласных, глотание гласных и конечных согласных, слишком сильные носовые звуки, игнорирование долготы гласных — все это может исказить энергию слова. Хотя это и незначительные погрешности, однако они способны лишить вашу речь нужного эффекта. Часто от малого зависит многое. Подобные маленькие погрешности встречаются и у опытных актеров.

Для человека с особенно неясной речью или специфическим акцентом помощью будет правильная концентрация энергии на слове и недопущение монотонного произношения гласных и согласных. Не существует совершенно правильного способа произносить — все это индивидуальное явление. Бели произносить каждый звук совершенно стандартно, то звук вовсе не обязательно будет правильным, ибо он формален. Задача не в том, чтобы сгладить индивидуальные особенности или регионализмы речи. Проблема в том, как совместить особенности речи с требованиями текста — это очень тонкая вещь. Здесь необходимо найти «золотую середину» — общеприемлемую норму произношения и тем самым связать индивидуальные особенности речи и характер текста. Но вы должны увериться, что это именно приемлемый вариант. Бели у вас хороший слух, вы можете сделать это сами. Конечно, поначалу звучание будет искусственным, будет недоставать ритмической свободы. Но чем больше вы будете упражняться, тем легче у вас будет получаться — мышцы автоматически станут работать правильно. Это вроде того, как тренируются спортсмены, готовясь к какому-либо конкретному заданию.

Конечно, задачи у вас могут быть разнообразными, однако с самого начала — вне зависимости от того, имеете ли вы стандартное произношение или нет — необходимо отрабатывать весь комплекс упражнений и уже затем отбирать для себя одно из них — это вам нужно для того, чтобы найти энергию в тех мышцах, которые ответственны за произнесение гласных и согласных. Действительно, у актера может быть резкий и негибкий голос, но если энергия находится в слове, а слово вбирает в себя эмоции и стремления и связывает их воедино, такой голос может быть привлекательным, и нам приятно его слушать. Это опять-таки двустороннее движение: актер придает словам смысл, и они сообщают ему нечто, если только он слышит, что они говорят. Вы должны исследовать и знать основные правила движения мышц, ответственных за формирование слов, и убедиться в том, что они достаточно развиты и способны производить гласные и согласные звуки с использованием правильной энергии, и достаточно гибки, чтобы реагировать на малейшие нюансы речи. Существует множество способов модулирования, акцентирования и выделения любого слова.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Современность, культура, молодежь
...

Известные Москвичи и Вишневый сад
Проблематика творчества Чехова это проблематика соотношения вечности и времени, знания и незнания, человеческой общности и человеческого одиночества, разумности и безнадежности человеческого существ ...

АЗБУКА
К сожалению, у нас до самых последних лет очень мало уделялось внимания композиции спектакля. Более того, изучение этих вопросов рассматривалось чуть ли не как склонность к формализму. Я полагаю, ...