Западные модели молодежных субкультур.
Страница 2

К середине 1960-х годов в Великобритании появились хиппи. Эта субгруппа включала в свои ряды, прежде всего, студентов и выходцев и среднего класса. Концептуальное ядро этой группы составляют идеи поиска выхода из рутины технократического общества потребления, стремление возродить романтические отношения с природой. Культурная почва хиппи – европейская интеллигенция и аристократическая богема.

К основным качественным особенностям хиппи исследователи относят следующие принципы:

- пассивное сосуществование;

- движение;

- экспрессивность;

- субъективность;

- индивидуализм.

Чему сопротивлялись хиппи? Технократизму современного общества, достижениям цивилизации, обеспечивающим жизненный комфорт, избыточности потребления, войне во Вьетнаме как выражению имперских амбиций сильной власти. За что боролись? За лучшую, в их представлении, жизнь, которая не может осуществляться рядом с власть предержащими, но которая может реализоваться через любовь, мистику и ритуальную магию.

Принцип движения для этой субгруппы имел два воплощения: внешнее и внутреннее. Внешнее – это преодоление географических пространств, границ, рамок. Это проблема топоса, вопрос путешествий по миру в поисках идеального места пребывания. Внутреннее движение – это трансформация сознания, его расширение, переживание новых ощущений за счет принятия наркотических веществ, стремление к самопознанию, к новым религиозным и мистическим формам бытия.

Экспрессивность хиппи рождалась из стремления к творческой деятельности, всегда окрашенной подчеркнутой эмоциональностью. И в этом плане особое значение для них приобретала игра. Игра как источник радости и удовольствия от творческой деятельности.

Хиппи высоко ценили субъективность. Она была положительным моментом их личной жизни. Погружение во внутреннюю субъективность часто снимает остроту проблемности объективного мира.

Индивидуализм хиппи был ответной реакцией на стандартизацию, обезличивание общества. Субкультура хиппи была более жизнестойкой и продолжительной, поэтому она имеет собственную биографическую историю. В культурных формах наиболее ярко она отразилась в альтернативных воплощениях театра и музыки.

Многие исследователи делают вывод о том, что со временем субкультура хиппи превратилась в ядро контркультуры и именно из нее выросли многие идеи альтернативной политики, сформировавшие новое отношение к женскому, экологическому движениям, положение сексуальных меньшинств, политическому плюрализму.

К концу 1970-х годов на авансцену британского общества выступила очередная молодежная субгруппа: панки. Исследователи связывали молодежную панккультуру с именем американского композитора Д. Кейджа, с идеями Э. Уорелла, теориями перфоманса и концептуального искусства.

Панки шокировали традиционное консервативное пуританское общество Британии, уже имеющее некоторый опыт взаимоотношений с «тедами», «модами», «хиппи», но то, что добропорядочным англичанам преподнесли панки, трудно поддавалось осознанию. «Панки носили наряды, которые были выражением в одежде ругательств, а ругались они так, как и одевались, с рассчитанным эффектом, приправляя ругательствами обложки пластинок и рекламные проспекты, интервью и песни любви» (Hebdige D. Subculture^ The meaning of style. L.: Methuen, 1979. C. 78). Панки – драматизированная реакция на социальный кризис, который позднее был определен как «Упадок Британии», они овладели риторикой процесса и стали его символом, выдавая себя за «дегенератов». Их вид устрашал и занимал одновременно. Одежда – старая школьная форма, мусорные пластиковые пакеты, туалетные цепочки, булавки… Прически – умопомрачительный дизайн и по цвету, и по форме.

Английский социолог Джеффри Г. Пирсон провел анализ британской прессы за последние сто лет и пришел к выводу, что основная часть авторов, писавших о молодежи регулярно, отмечала в качестве отрицательных характеристик: аморальность, агрессивность, беспринципность, неподобающие отношение к традициям и т.д.

Такие выводы не являются откровениями, так как еще в более ранние времена Древнего Египта и греческой античности подобные доводы были весьма типичными. Это лишь свидетельствует о том, что проблема эта «вечная», но теоретический интерес возник к ней в ХХ в. в силу острых форм ее проявления.

Близкие процессы происходили и происходят и в нашей стране, с той лишь разницей, что у нас подобные явления были смещены во времени. Наши штатники, хиппи, рокеры, металлисты, панки отставали от своих сородичей за рубежом иногда на 10-20 лет. Кроме того, они иногда приобретали и своеобразный национальный колорит. В качестве примера могут быть приведены такие группы, как штатники и люберы, ярко выражающие сугубо российский менталитет.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Заключение
В атеистической литературе, думается, не без оснований отмечалось и то обстоятельство, что всепрощение в христианстве может носить чрезмерный, опасный для повседневной нравственности характер. Есть ...

Европейская культура эпохи Средневековья
...

Древняя Византия
Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы К ...