Европейская культура зрелого и позднего средневековья
Книги о театре и актерах / Материалы / Европейская культура эпохи Средневековья / Европейская культура зрелого и позднего средневековья
Страница 2

Таким образом, на рубеже XIII в. уже не монастыри и рыцарские замки, а города определяли экономическое и культурное развитие Европы. В XIV–XV вв. в нем усилились демократические тенденции.

Городская среда порождала и смеховую народную культуру, достигшую апогея в период позднего средневековья. Ярчайшим выражением особого городского фольклора стали карнавалы – способ праздничного существования и мышления, расшатывавший сословную структуру феодального общества и отличный от серьезной официальной, направляемой церковью, культуры. Карнавал дарил идею свободы, возможность выйти на какой-то момент из привычного иерархического порядка вещей в особое пространство, где возможны любые превращения. Другая черта карнавальной культуры – безудержное веселье, смех, победа жизни.

Образование. Новое отношение к миру, постепенно складывавшееся в городской среде, не могло не отразиться на интеллектуальной культуре, в которой появлялось все больше светских элементов. В городах были созданы новые формы образования: платные начальные светские школы и университеты. Первый университет в Европе появился в XII в. в Париже на базе школ аббатств св. Женевьевы и св. Виктора.

Школу в городе могли открыть цех, гильдия, а то и просто частное лицо. Главное внимание здесь уделялось не церковному вероучению, а грамматике, математике, риторике, естествознанию, праву. И важно то, что обучение в школах велось на родном языке.

Университеты, возникшие в XII–XIV вв., дали еще больший импульс распространению образования, лишив церковь монополии в этой сфере. Деятельность университетов имела три важных культурных следствия. Во-первых, она породила профессиональное сословие ученых, которые получили также право на преподавание истин Откровения. В итоге наряду с церковной и светской властью появилась власть интеллектуалов, воздействие которой на духовную культуру и социальную жизнь все более усили- „алось. Во-вторых, университетское братство утверждало формы светской культуры и новый смысл понятия «благородство», заключающийся в аристократизме ума и поведения. В-третьих, в рамках средневековых университетов вместе с формированием установки на рациональное постижение теологической премудрости появлялись зачатки научных знаний.

Литература. Литература зрелого и позднего средневековья отражала творчество различных социальных слоев общества и народностей и потому была чрезвычайно многообразна.

Большое распространение по-прежнему имела церковная религиозно-дидактическая (жития святых, притчи, проповеди) и назидательная (example – поучительные примеры, занимательные истории) литература. Особое место в церковной литературе занимал жанр видений – истории об общении человека, в том числе и простого мирянина, с потусторонними силами.

Еще в X в. во Франции начала складываться поэтическая традиция жонглеров – бродячих певцов-музыкантов, знакомых как с традициями латинской литературы, так и с героическим эпосом. На XI–XIII вв. приходится расцвет рыцарской лирической поэзии, воспевавшей могучую нравственную силу любви и воинские подвиги. Наибольшую роль в ее становлении сыграли южнофранцузские трубадуры, в стихах которых уживались традиции народной и античной поэзии. Огромной популярностью пользовались рыцарские романы – большие поэтические произведения на национальных языках, навеянные чаще всего народными героическими эпосами. Центральное место в них занимали внутренние переживания рыцаря, а также его подвиги во славу любви, чести и духовного совершенствования (цикл романов о короле Артуре – «Ланселот, или Рыцарь телеги», «Персеваль, или Повесть о Граале» Кретьена де Труа и др.). Пользовался популярностью в литературе того времени рыцарский героический эпос, повествовавший о событиях далекого прошлого («Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде»), любовная лирика («Тристан и Изольда», поэзия трубадуров, труверов, миннезингеров). Осуществлялись своеобразная интерпретация древней эпической поэзии и переработка языческих мифов («Песнь о Нибелунгах», цикл исландских саг). Одним из самых известных примеров городского фольклора является «Роман о Лисе», в котором мир рассматривается с позиций изворотливого, находчивого горожанина. Французская городская литература дала жанр фаблио – небольших нравоучительных стихотворных новелл с элементами сатиры и игровой эротики. Элементы фольклора содержали немецкие шванки – назидательные поэтические произведения, противопоставлявшие трудолюбивого крестьянина, сметливого простолюдина паразитирующему феодалу, глупому, чванливому священнику или чиновнику. Своеобразным продуктом университетской среды стала поэзия вагантов – бродячих школяров, которые прославляли в своих стихах вольную студенческую жизнь, полную простых радостей, наслаждений, любовных приключений и высмеивали ханжество церкви и аскетические запреты.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Эргономические требования к организации рабочего места
Эргономика – наука о приспособлении орудий и условий труда к человеку. Она изучает особенности человека и его функциональные возможности в процессе труда с целью создания оптимальных условий для ...

Современность, культура, молодежь
...

Структура отчета об изменении капитала
В состав годовой бухгалтерской отчетности входит форма №3 «Отчет об изменениях капитала». В ней отражаются показатели, характеризующие формирование уставного, добавочного и резервного капи ...