Ранний этап в истории культуры византии IV - VII вв.
Книги о театре и актерах / Материалы / Византийская культура и ее особенности / Ранний этап в истории культуры византии IV - VII вв.
Страница 2

Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Впервые в нем была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного гигантским куполом, на вершине которого был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора.

Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью.

Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства

известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не

естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так

называемые смальты с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко

использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь

и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов.

Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или

сферической поверхности стен, а от этого только увеличивался золотой блеск

неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее

пространство, еще более сверкающему благодаря свету горящих в храме свечей.

Мозаичисты Византии пользовались широким красочным спектром: от

нежно-голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и

красного различных оттенков и степени интенсивности. Изображения на стенах

главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории,

земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора.

Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале в городе Равенне (6

в.). На боковых нефах апсиды, по обеим сторонам от окон, расположены мозаики

с изображением императорской четы - Юстиниана и его жены Феодоры со свитами.

Художник помещает персонажи на нейтральном золотом фоне. Все в этой сцене

исполнено торжественного величия. Обе мозаичные картины, расположенные под

фигурой восседающего Христа, внушают зрителю мысль о незыблемости

византийского императора.

В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим

идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась великолепным качеством исполнения, утонченным артистизмом, живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и

переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее.

Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода

пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно

сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками

золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные колоннады,

великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу

церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной

трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и

даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.

В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре

и живописи, определилась ведущая линия развития византийского

искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания.

Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в

формах художественного выражения. Вместе с тем и сюда проникали

постепенно художественные традиции народов Востока. Здесь, хоть и в

меньшей мере чем в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие

варварского мира.

Музыка занимала особое место в византийской цивилизации.

Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не

сказаться на и на характере музыкальной культуры, которая представляла

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихотворный тренинг «Нет сомнения, что он (Пушкин» создал наш поэтический, наш литературный язык и что нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением. Из вышесказанных нами ...

Что делает человека эффективным лидером
Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. Теори ...

ТЕХНИКА
Научить режиссуре нельзя, а научиться можно! Станиславский ...