Движение и слово

1. Пластическая координация

(А, Р

). Рассказ партнеру, который начинается в одном пластическом качестве, продолжается в другом. В экспедиции один научный работник сменяет другого.Второй рассказывает первому, что было сделано им за истекшее время. Свой монолог он начинает сидя. Между тем сообщают, что вертолет улетает на час раньше назначенного времени. Ученый, торопясь, начинает собираться в дорогу. Не может найти какой-то важной вещи. При этом продолжает говорить. Смотрящие следят, чтобы резкие изменения характера движения не уничтожали пластики слова

, чтобы двигательная перестройка сопровождалась паузой перестройки в речи и чтобы это не убивало непрерывности рассказа.

2. Двое накрывают на стол, обсуждая какую-то важную проблему.

3. Фотограф и модель.

4. Ритмическая координация движения, слова, шумов

. Диалог за спортивной игрой (настольный теннис, бадминтон, бильярд, карты, домино, кегли, городки, стрельба из лука). Цель упражнения не только координация движения и слова, но и выработка ощущения движения и шумов как ритмических отбивок диалога

. В этих этюдах выбор характера движения

(в данном случае спортивной игры) не может быть случаен: движения ритмически должны оттенять смысл диалога. Диалоги следует выбирать активного содержания. За игрой в пинг-понг: стычка двух научных оппонентов, диалог следователя и подозреваемого, сцена ревности .

5. То же на трудовых процессах

. Забивание гвоздей на диалоге , которое должно быть не помехой, а своеобразной «музыкой» диалога.

6. Двое заходят в комнату, в которой по какой-то причине нельзя громко разговаривать, и при этом скрипят половицы . Координация осторожного движения и тихого разговора.

7. Серия этюдов, где бы слово и движение несли одну и ту же смысловую нагрузку

. «Не пущу! » Двоим предлагается этюд, в котором один должен произнести четыре раза «Не пущу !» и сделать четыре жеста того же значения; другой — столько же раз «Отойди вот туда! » и четыре жеста того же смысла. Сначала педагог предлагает все жесты делать после слов, потом исследуется противоположный вариант. Педагог обращает внимание на преимущество второго варианта: жест после слова безволен, иллюстративен, слово после жеста раскрывает его смысл, в нем больше воли. Может быть также исследован случай синхронна движения и слова

. Педагог подчеркивает неинтересность такого унисона. Такое же исследование можно проделать на сюжете: «Планировка дачного участка » или «Расстановка мебели в новой квартире ».

8. Слово и жест с разной смысловой нагрузкой

. Слово «проходите », жест — «подождите ». В этом случае слово и жест не зависят друг от друга и могут располагаться в любом порядке. «Я тебя ненавижу!» — и поцелуй. «Я денег взаймы не даю» — протягивает десятку . Каждому предлагается проделать по два этюда (А, Р

), где бы слово и жест противоположного значения были сначала в одном, потом в обратном порядке.

9. Борьба с иллюстративностью

на материале мизансцен литературного театра. Смизансценировать отрывок из «Конька-Горбунка» или сказки Пушкина, не отходя от текста:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна.

Села ждать его одна.

Как «прививка» против иллюстративности — негативный пример: все, что говорит чтец, вслед за этим иллюстрируют исполнители. Другие пути театрализации литературного текста: действие опережает слово, причем выстраивается не прямолинейно, несет в себе качественно иную информацию.

Смотрите также

ТЕХНИКА
Научить режиссуре нельзя, а научиться можно! Станиславский ...

Европейская культура эпохи Средневековья
...

АЗБУКА
К сожалению, у нас до самых последних лет очень мало уделялось внимания композиции спектакля. Более того, изучение этих вопросов рассматривалось чуть ли не как склонность к формализму. Я полагаю, ...